Эта заметка относится к тому месту в «Поражении в Ирисной низине», где идет речь о разных дорогах из Осгилиата в Имладрис.
Меры длины, по возможности, обозначены современными терминами. Слово «лига» употребляется потому, что это наибольшая мера длины: по десятичному нуменорскому счету пять тысяч «ранг» (шагов) составляют «лар», что приблизительно равно трем милям [4,8 км]. «Лар » ( lar ) значит «остановка », потому что в походе, пройдя это расстояние, обычно устраивали короткий привал, если только не очень спешили [см. прим. выше]. Нуменорская «ранга» (ranga , мн.ч. rangar ) была чуть больше английского ярда, приблизительно 38 дюймов [96,5 см], потому что нуменорцы были высокого роста. Поэтому пять тысяч ранг почти равны английской лиге, в которой 5280 ярдов: 5277 ярдов , два фута, четыре дюйма [т.е. 4829,11 м], если считать, что соответствие точное. Но точно это определить нельзя, потому что приходится опираться на то, что говорится в истории о расстояниях и размерах различных предметов, сравнивая их с современными. Следует принимать в расчет как высокий рост нуменорцев (поскольку, вероятнее всего, поначалу мерами длины служили пальцы, пяди, стопы и шаги), так и колебания в определении средних или нормальных величин в процессе создания единой системы измерения, применимой как в повседневной жизни, так и для точных расчетов. Так, две ранги часто назывались «человеческий рост», что дает средний рост шесть футов четыре дюйма [193 см]; но это более поздняя единица, относящаяся в тому времени, когда дунедайн, по-видимому, измельчали; кроме того, это был не средний рост взрослого мужчины, а просто приблизительная мера длины, связанная с хорошо известной единицей «ранга». («Ранга» определялась как длина шага от пятки задней ноги до носка передней взрослого мужчины, идущего быстро, но без напряжения; полный шаг «равняется примерно полутора рангам»). Но о великих людях былых времен говорится, что они были выше «человеческого роста». Говорят, Элендиль был «почти на полранги выше человеческого роста»; но он считался самым высоким из тех, кто спасся во время Низвержения [и прозывался Элендиль Высокий]. Эльдар Предначальных дней тоже были очень высокого роста. О Галадриэли, «самой высокой из женщин эльдар, о которых говорится в преданиях», говорили, что она была высотой в человеческий рост, «по мерке дунедайн и людей былых времен», то есть около шести футов четырех дюймов.
Рохиррим, в большинстве своем, были ниже ростом, потому что их далекие предки смешались с более широкоплечими и коренастыми людьми. Об Эомере говорится, что он был высокого роста, почти такой же, как Арагорн; но Эомер был из потомков короля Тенгела, а они унаследовали высокий рост (а кое-кто из них и более темные волосы) от жены Тенгела, Морвен из Гондора, принадлежавшей к знатному нуменорскому роду.
Примечание к предыдущему тексту сообщает кое-что о Морвен в дополнение к тому, что сказано в ВК (приложение A, «Короли Марки»):
Ее называли «Морвен из Лоссарнаха», потому что она жила в тех краях; но род ее был не оттуда. Ее отец полюбил цветущие долины Лоссарнаха и переселился туда из Бельфаласа; он был потомком одного из князей этой области, а значит, в родстве с князем Имрахилем. Имрахиль знал о том, что Эомер Роханский — его родич, хотя и дальний, и они стали большими друзьями. Эомер женился на дочери Имрахиля [Лотириэли], и их сын, Эльфвине Прекрасный, был поразительно похож на отца своей матери.
В другом примечании сказано о Келеборне, что он был «линда из Валинора» (то есть один из телери, которые называли себя «линдар», «певцы»), и что
среди них он считался высоким, как указывает его имя («серебряно-высокий»); но телери вообще были более хрупкими и меньше ростом, чем нолдор.
Это поздняя версия происхождения Келеборна и значения его имени; см. выше.
В другом месте отец писал о росте хоббитов в сравнении с нуменорцами и о происхождении названия «полурослики»:
Сведения [о росте хоббитов] в прологе к «Властелину Колец» чересчур туманны и противоречивы из-за того, что там говорится и о потомках этого народа, живших в позднейшие времена; но в том, что касается эпохи «Властелина Колец», они сводятся к следующему: ширские хоббиты бывали от трех до четырех футов ростом, никак не меньше и редко когда больше. Сами себя они, разумеется, полуросликами не называли; так их прозвали нуменорцы. Очевидно, имелся в виду их рост в сравнении с ростом нуменорцев, и в те времена, когда было дано это название, оно почти соответствовало истине. Первоначально оно относилось только к харфутам, о которых правителям Арнора стало известно в XI веке [см. 1050 год в «Повести лет»], а потом перешло и на феллохайдов и стуров. В то время, и даже много позже, связь между Северным и Южным королевствами все еще была достаточно оживленной, и все, что происходило в одном из Королевств, быстро становилось известно в другом, а тем более вести о переселении народов. Поэтому, хотя, насколько можно судить, до Перегрина Тука ни один «полурослик» в Гондоре не бывал, на юге знали, что в королевстве Артедайн появился народ, называемый «полуросликами», или, по-синдарски, перианами (perian). Как только Боромир увидел Фродо [на совете Эльронда], он тотчас признал в нем представителя этого народа. Вероятно, до тех пор Боромир считал полуросликов тем, что мы назвали бы «сказочными» или «фольклорными» персонажами. Прием, оказанный Пиппину в Гондоре, не оставляет сомнений, что «полуросликов» там не забыли.
В другом варианте этого примечания подробнее говорится об измельчании полуросликов и нуменорцев:
Измельчание дунедайн не было естественной тенденцией, свойственной и тем народам, чьим домом было Средиземье; оно связано с тем, что они утратили свою древнюю родину на Западе, из всех смертных земель ближайшую к Бессмертному королевству. Измельчание хоббитов произошло гораздо позднее и, скорее всего, было связано с изменением их образа жизни: они сделались пугливым и скрытным народцем, вынужденным укрываться в глуши лесов от людей, Громадин, которых становилось все больше, и которые захватили все самые лучшие и плодородные земли. Теперь это племя нищих скитальцев, постепенно забывающее все свои искусства и ремесла, ведущее жизнь, полную опасностей и заботящееся только о пропитании и о том, чтобы его не заметили.